Эффективный корпоратив

Эффективный корпоратив — это, в первую очередь, тщательно спланированное и продуманное мероприятие. Ведь надо иметь в виду, что корпоративы никогда не организовываются «для галочки»: в основе любого из них — необходимость решения определенных задач. И только в том случае, цели будут заранее намечены и обговорены, их можно будет достичь, используя широкий арсенал инструментов, имеющийся на вооружении профессионалов из event-агентства. Когда набор инструментов для предстоящей операции (поверьте, в чем-то ее сложность можно уподобить хирургической) составлен, на основе этого можно придумывать внешнюю оболочку корпоратива, его сюжет (скажем, вечеринки типа «Стиляги» или «Америка 30-х»). Сказать, что подготовка к корпоративу — очень ответственный этап, значит не сказать ничего. Ведь если мероприятие будет проведено плохо, оно даст обратный результат: престиж компании в глазах сотрудников упадет, рабочая мотивация снизится, а в случае неудачно организованных командных соревнований их результатом может стать враждебность внутри коллектива.

Поэтому при подготовке мероприятия основной задачей всегда является эффективность корпоратива, которая непосредственно влияет на выбор так называемых инструментов. Уже на этапе обсуждения будущего события необходимо четко определить тот эффект, который должен быть достигнут. Степень благополучия его достижения следует считать эффективностью.
Выбор инструментов — путей решения задачи — никогда не бывает спонтанным. Он определяется целым рядом факторов. Наиболее важные из них: финансовая сторона вопроса (бюджет, предоставленный руководством компании для проведения мероприятия); дата и повод проведения корпоратива (юбилей, Новый год, открытие сезона отпусков, окончание квартала, 8 марта); структура организации и размер компании, численность задействованных в мероприятии сотрудников; психологический климат внутри рабочего коллектива; наконец, поставленные перед корпоративом конкретные задачи; и, конечно, пожелания общего характера («это должна быть торжественная церемония», «что-нибудь повеселей» и т.д.).
Сами пути решения задач, в свою очередь можно разделить на несколько подтипов по их ведущему принципу воздействия на трудовой коллектив в целом и каждого работника в отдельности. Всем известный тип инструментов — развлекательно-расслабляющий, снимающий напряжение внутри коллектива и показывающий то, что компания, помимо всего прочего, обеспечивает сотрудников качественным и интересным отдыхом. Богатый выбор блюд и напитков на праздничном столе, яркое шоу, выступление звезд шоу-бизнеса — всем известные примеры таких инструментов.
Другой распространенный вид инструментов — поощрение. Вручение ценных наград и призов выдающимся работникам — отличный способ поддержать в них желание работать и развиваться в дальнейшем вместе с компанией, в прочих сослуживцах — оказаться на их почетном месте. При использовании этого инструмента особенно важно, чтобы поощрение действительно несло в себе выгоду и демонстрировало искреннюю благодарность руководства. В противном случае оно может производить дежурное впечатление и даже напоминать фарс.
Третий инструментальный тип — соревнования. Как правило, они имеют командный характер направлены в первую очередь на воспитания командного духа среди работников, развитие их умения группирования в неожиданных и стрессовых ситуациях. Помимо этого, использование такого рода инструментов снабжает руководящий состав и начальников отделов серьезным информативным багажом, позволяющим на основе анализа соревнований выделить наиболее инициативных работников, обладающими лидерскими и организационными качествами, проследить за неформальными отношениями внутри трудового сообщества, выявить тех, кто пренебрежительно относится к своим обязанностям.
Тесно связан с соревнованиями четвертый тип инструментов — игры. Они тоже не лишены духа соперничества, но взамен командной слаженности предлагают активизировать у работников существующее практически в любом человеке творческое начало, умение быстрого реагирования на действительно нестандартные ситуации и ориентирования в непривычных условиях. Зачастую игры проводятся с помощью приглашенных квалифицированных специалистов — психологов, бизнес-тренеров и т.д. Для их качественной организации просто необходимо знание психологической структуры рабочего коллектива, выявление его неформальных лидеров, на которых следует возлагать ответственные мисси — такие, как, например, распространение корпоративной этики и послания компании среди сотрудников.
Залог высокой эффективности и успеха корпоративных мероприятий — в умелом комбинировании инструментов. В том, чтобы перегружать сотрудников информацией, заставлять их работать на износ на корпоративе, нет никакого смысла — подобная стратегия наверняка вызовет негативную реакцию. Но и использование только одного инструмента не даст желанного результата.
Планируемый эффект корпоратива и заданные им инструменты определяют общий тип корпоративного мероприятия. По большому счету, можно выделить три основных типа.
Во-первых, это развлекательные мероприятия с обязательным застольем. Их можно считать самым близким для нас видом корпоративов, в той или иной форме присутствующим в нашей жизни еще с советских времен. Благодаря таким праздникам значительно улучшается психологический климат в коллективе, снимается эффект стресса и общей психологической усталости и напряженности, неизбежно возникающий в интенсивном рабочем процессе.
Во-вторых, это культурно-спортивные мероприятия, объединяющие коллектив по принципу единой формы досуга. Они способствуют налаживанию дружеских отношений внутри коллектива, более глубокому и неформальному знакомству работников друг с другом. Примеры таких корпоративов: совместные экскурсии, спортивные матчи, квесты. Для их успешного проведения необходимо учитывать внутренний климат в коллективе, психологические особенности работников, неформальную сторону рабочего процесса внутри компании. Естественно, они требуют серьезной и вдумчивой подготовки, но и дают заметный эффект.
И, наконец, номер три. Это корпоративные мероприятия, направленные на выполнение конкретно поставленных целей — решение задач, связанных непосредственно с рабочей деятельностью коллектива, зачастую — с ее болезненными сторонами и недоработками. Их принято называть командообразующими. К ним, в числе прочего, относятся: семинары, тренинги, консультации с ведущими специалистами, коучинг просмотры специализированных видеоматериалов с обязательным обсуждением. Эффективность таких мероприятий крайне высока и они требуют наиболее вдумчивого и серьезного подхода. При этом их ни в коей мере нельзя назвать развлекательными. По этой причине рекомендуется их чередование с корпоративами из первых двух типов — это наилучшим образом скажется на восприятии таких событий сотрудниками.
Важным для поддержания здорового духа в коллективе и его сплоченности является целеполагание — установка четких видимых целей для всех сотрудников (выполнение плана, соблюдение должного уровня бизнес-показателей и т.д.). Тесно примыкает к нему постоянное совместное развитие — скажем, обучающие курсы для всех сотрудников, посвященные углубленному изучению их профессиональной отрасли (экономические теории, психология продаж) или профессиональным языкам. Наряду с такой «генеральной линией» в контексте профессиональной деятельности работников эффективным является долгосрочный совместный досуг. Например, футбол для мужчин по выходным, регулярные поездки в зону отдыха в летнее время, хождение всем коллективом в спортзал. Это способствует сплочению коллектива, его семейному самосознанию во всех аспектах трудовой и околотрудовой деятельности.
На сегодняшний день, к сожалению, мы можем констатировать относительно слабую вовлеченность отечественных компаний в корпоративную культуру. Особенно ярко это проявляется в отношении к постановке задач и планировании эффекта от конкретного мероприятия. В большинстве случаев заказчик при переговорах с event-агентством связывает свои интересы исключительно с внешней стороной дела. Обычно высказываются пожелания, касающиеся шоу-программы на мероприятии, заинтересованность в том или ином месте его проведения, но крайне редко можно услышать, какой эффект он ждет от корпоратива, какую конкретную цель он преследует. А ведь это может быть изложение работником принципов функционирования компании, выработка корпоративного этикета, знакомство сотрудников с бизнес-планами и стратегией руководства и многое другое.
Также необходимо уделить внимание самому составу публики, приглашенной на корпоративную встречу. Ответить на вопросы о том, кто будет присутствовать — управленческий состав или обычные служащие? Или, возможно, и те, и другие? Особо важный вопрос касается того, будет ли на корпоративе представлена третья сторона — журналисты, представители компаний-партнеров по бизнесу, конкуренты. Ни в коем случае не следует забывать о присутствии такого рода гостей на мероприятии. Неприемлемо обделять их вниманием, что может создать для них видимость их второстепенности, «второсортности» на этом событии. Лучшей тактикой в данной ситуации будет прямое поощрение представителей третьей стороны персонифицированными наградами и подарками.
И даже после успешного, на первый взгляд, завершения корпоративного мероприятия работа продолжается. На этот раз она состоит в отслеживании результата события, полученного эффекта — фидбэка (от английского feedback — отклик, реакция). Сюда входит и наблюдение за деятельностью сотрудников во время проведения корпоратива, мониторинг малейших изменений после его окончания и многое другое.
Резюмируя сказанное выше, можно сказать, что корпоративное мероприятие требует крайне серьезной и вдумчивой подготовки и планирования, и в его организации не обойтись без приглашенных персоналов — от event-агентства до психологов и бизнес-тренеров. Но особо хотелось бы заострить внимание на таком важном аспекте его подготовки, как креативности — творческому подходу к организации этого события и нестандартным идеям в решении поставленных задач. Креативность позволяет выйти за рамки устоявшихся закостенелых форм работы с коллективом и отыскать новые пути для его развития — а, следовательно, и для развития всей компании в целом. Ниже — некоторые зарекомендовавшие себя пути решения задач, возлагаемых на корпоративные мероприятия.

 

ПУТИ РЕШЕНИЯ

• Корпоративный фильм (общее видение компании)
• История компании («Намедни», ролики, вырезки из истории, вырезки из архивов, песочная анимация)
• Слайд–шоу и фотографий (история, воспоминания, знакомство, ностальгия, воспоминания)
• Мультфильм (видение сотрудника в разных образах и не на рабочем месте — объединение и сплочение, формирование общей цели, мечты)
• Видеоролик с участием сотрудников (работа в команде, соперничество, сплочение)
• Выступление сотрудников и постановки «Корпоративные номера» (работа в команде, работа на результат, объединение, подготовка, выявление лидеров и талантов сотрудников)
• Обучение танцам (работа в команде, сплочение)
• Конкурсы и экспромты (выявление лидеров и талантов сотрудников)
• Награждения и подведение итогов (мотивация, лидерство, работа на результат)
• Тематические мероприятия и формат мероприятия — корпоративная культура, желание участвовать в следующий раз, заслужить возможность попасть на мероприятия компании
• Семейные мероприятия (отдых на природе, с детьми, корпоративы со вторыми половинками)
• Гимн компании (сплочение и объединение, приверженность и уважении к компании)
• Регулярность и постоянство — различные форматы мероприятия, запланированные на год (соц. пакет). Каждому сотруднику будет приятно работать в компании, в которой регулярно празднуется Новый год со второй половинкой, проводятся летние корпоративы на природе с детьми и обучающие мероприятия, развлекательные и квестовые программы, отмечаются профессиональные праздники
• Театрализованные постановки, работа хореографа и режиссера-постановщика
• Подготовка совместных выступлений и постановок, кузница талантов и многое другое.